ПРОГРАММА учебной практики по курсу «Экономическая информатика» |
Добавил(а) Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.02.11 17:13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА учебной практики по курсу «Экономическая информатика» для студентов 1 курса специальностей направления 6.0305 Экономика предприятий Экономическая кибернетика Учет и аудит Финансы
Введение Учебная практика является обязательной составной частью курса “Информатика и компьютерная техника”. Каждый студент получает программу практики и индивидуальное задание, которое выполняется самостоятельно на персональных ЭВМ (ПЭВМ). В период проведения учебной практики студент обязан вести дневник выполнения заданий, в котором ежедневно регистрируется выполнение работы, информация об ошибках, анализ ошибок и действия по их исправлению. По окончанию практики студент предъявляет отчет о проделанной работе в соответствии с полученными индивидуальными заданиями. По итогам защиты отчета выставляется зачет. Учебная практика проходит в учебных лабораториях кафедры информатики и компьютерной техники. 2. Цели и задачи практики Целью проведения практики является овладение студентами основными приемами работы в текстовых и табличных процессорах, закрепление и развитие навыков разработки программ применение систем программирования для решения задач экономического характера. Кроме того, учебная практика призвана восполнить пробелы в знаниях, и позволит студентам лучше подготовиться к экзамену. Перед учебной практикой ставятся следующие задачи: − изучение инструктивно-методических материалов по операционной системе, сервисным программам используемой системы программирования (BASIC, PASCAL); − усвоение методов постановки задачи, разработки программ и освоение технологии реализации задач на персональных ЭВМ; − закрепления навыков расчета экономических задач в среде табличного процессора MS EXCEL; − закрепление практических навыков работы с текстовыми редакторами. 3. Содержание программы Практика состоит из трех разделов: текстовые процессоры (MS Word), программирование (Basic или Pascal), табличные процессоры (MS Excel). Реализация задач в иных средах согласовывается с преподавателем. Самостоятельно, либо с участием преподавателя, провести тестовую эксплуатацию, выявить ошибки и недочеты. Устранить грубые ошибки. Написать отчет. Этапы выполнения заданий практики по разделам: Раздел I – Работа в текстовых редакторах – Подготовить шаблоны документов и примеры документов в соответствии с выданными заданиями. – Установить (инсталлировать) дополнительные компоненты MS Word: MS Equation, дополнительные мастера и шаблоны, проверку украинской орфографии и переносов. – Написать макрос для обработки документов. Раздел II – Программирование − ознакомление с исходными данными индивидуального задания, постановка задачи (раскрывается организационно-экономическая сущность задачи, формулируется цель ее решения, определяется взаимосвязь с другими задачами, указывается периодичность решения, описывается состав и форма представления входной и результатной информации); − формализация (математическое описание задачи), выбор методов и средств решения задачи; разработка алгоритма (блок-схемы); − составление текста программы на языке BASIC (Pascal); тестирование и отладка, решение контрольного примера; − тестовая эксплуатация – выявление, анализ и устранение всех типов ошибок в программе, доработка программы; компилирование. Раздел III – Табличный процессор − создание и расчет электронной таблицы в среде табличного процессора EXCEL; − проверка решения, устранение ошибок, сравнительный анализ с решением задачи в среде BASIC (Pascal).
4. Календарный рабочий план учебной практики на ЭВМ
4. Требования к отчету и подведение итогов практики Отчет должен содержать следующие материалы: 1. Условие задачи. 2. Решение в среде Basic или Pascal. 2.1.Постановка задачи; 2.2.Математическое описание задачи; 2.3.Блок-схема алгоритма; 2.4.Текст программы; 2.5.Описание контрольного примера; 2.6.Решение задачи, 2.7.Анализ допущенных ошибок. 3. Решение задачи в MS Excel (таблицы с формулами и решением). 4. Сравнительный анализ решения задачи в BASIC и Excel. Выводы. 5. Выводы по учебной практике. Приложение Дневник. Экскурсии в период практики В период практики студенты каждой группы должны посетить бухгалтерию какого-либо предприятия, для ознакомления с реально работающими программами. Литература 1. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. Под ред. Петрова А.В. – М.: Высшая школа, 1984. 2. Гарсиа-Молина Гектор Системы баз данных. Полный курс / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 1088 с.: ил. 3. Глинський Я.М. Бейсик. QBasic і Visual Basic: Навчальний посібник. – Львів: Деол, 2003. – 144 с. 4. Голицына О.Л. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования. – М.: Форум-Инфра-М, 2003 – 352 с.: ил. 5. Дженнингс Роджер Использование Microsoft Access 2002/ Специальное издание; Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. – 1008 с.: ил. 6. Дьяконов В.П. Справочник по алгоритмам и программам на языке Бейсик для персональных ЭВМ: Справочник. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 240 с.
7. Кетков Ю.Л. Диалог на языке Бейсик для мини- и микро-ЭВМ. – М.: Наука, 1988. 8. Новиков Ф. Microsoft Office XP в целом / СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 928 с.: ил. 9. Персональные компьютеры. Информатика для всех. – М.: Наука, 1987. 10.Пул А. Работа на персональном компьютере. – М.: Мир, 1986. 11. Сергованцев В.Т., Смирнов С. Н. Сборник задач по вычислительной технике в инженерных и экономических расчетах. – М.: Финансы и статистика, 1985. 12.Уолш Б. Программирование на языке Бейсик. – М.: Радио и связь, 1987. 13.Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс / 7-е изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 480 с.: ил. 14.Фоке А., Фоке Д. Бейсик для всех. – М.: Энергоиздат, 1986. 15.Хабрейкен Джо Изучи Microsoft Access 2002 за 10 минут / Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. – 224 с.: ил. 16.Хорев В.Д. Самоучитель программирования на VBA в Microsoft Office. – К.: Юниор, 2001. – 296 с.: ил.
Задания на практику ( I часть) Задание 1. Набрать текст, объемом не менее 5000 знаков (ок. 5 страниц) на русском и украинском языках. Проверить орфографию. [*] Задание 2. Установить MS Equation (редактор формул), дополнительные мастера и шаблоны WORD, настроить панели инструментов. Задание 3. Набрать следующие математические формулы и выражения:
(произведение )
Расположить формулы в 2 колонках.
Создать собственную визитную карточку размером 5×9 см. На отдельной странице разместить 10 копий карточек. Задание 5. Ввести таблицы*. (См. приложение) Задание 6. 1) Разработать шаблон персонального бланка предприятия. (См. приложение) 2) Шаблон дипломной или курсовой работы (Формат листа А4. Отступы сверху, снизу, слева, справа соответственно 2, 2, 3, 1.5 см). 3) Разработать стили для шаблона по следующим требованиям: Стили 1) Основной текст с отступом Шрифт: Times New Roman,14 пт; Параметры абзаца: Выравнивание – по ширине, Отступ 1-ой строки – 1,27 см; Межстрочный интервал – полуторный; Запрет «висячих» строк – вкл. 2) Заголовок 1 Заголовок первого уровня. Должен начинаться с новой страницы. Выровнен по центру. Для заголовков не допускаются переносы слов. Шрифт Times 14 пт., полужирный; все буквы прописные (заглавные, большие). 3) Заголовок 2 Выравнивание по левой границе. Не допускается окончание страницы заголовком. Шрифт Times 14 пт., полужирный. 4) Название таблицы Шрифт Times 14 пт. Выравнивание по правой границе. Переносы в словах не допускаются. 5) Текст таблицы Шрифт Times 12 пт., Выравнивание по центру. 6) Первая колонка таблицы Шрифт Times 12 пт., Выравнивание по левому краю. 7) Шапка таблицы Шрифт Times 12 пт., Выравнивание по центру. 8) Нумерованный список 9) Маркированный список 10)Название рисунка Задание 7. Создать шаблон для печати конвертов и адресов клиентов. Предполагается хранение базы данных адресов в адресной книге. Используя инструмент Слияние, создать документ, представляющий множество страниц-конвертов, готовых для печати на принтере. Задание 8. Написать макрос, форматирующий текстовые файлы DOS. Макрос должен производить замену, например, 4 пробелов в начале строки в абзацный отступ, последовательность « -» (пробел и минус) в неразрывный пробел и тире, а «-¶» (минус и разрыв абзаца, чаще всего является переносом слов) удалять. Апробировать макрос на файле “C:\WINDOWS\programs.txt”. Индивидуальные задания для практики Часть 2. MS QBasic & MS Excel. Этапы выполнения задания. 1. Ввести и описáть переменные. 2. Составить алгоритм для определения расчетных величин. 3. Разработать блок-схему алгоритма. 4. Составить макет выходного документа. 5. Написать программу на алгоритмическом языке Бейсик и кратко дать характеристику структуры и блоков программ. 6. Распечатать программу и задание оформить в виде машинограммы. 7. Выполнить задание в среде табличного процессора EXCEL. 8. Сделать выводы. Задание №1* Определить сумму к выдаче заработной платы с учетом удержания Подоходного Налога (ПН), отчислений в Пенсионный Фонд (ПФ), в Фонд Занятости (ФЗ) и Фонд Социального Страхования (ФСС). Расчет удержаний производится по следующей схеме: 1. ФЗ = Начисленная Заработная Плата (ЗП) ´ 0,5% 2. 3. 4. Ведомость начисления заработной платы рабочим, грн.
Закупочные цены на молоко 1 сорта базисной жирности 3,6% составляют 52 грн. за 1 центнер. 1-й сорт молока имеет кислотность 16-18 градусов Тернера, а второй 18-20 градусов Тернера. Молоко второго сорта оплачивается на 7%, а несортовое на 20% ниже молока 1-го сорта. За продаваемое молоко 1-го сорта выплачивается надбавка к цене 1.0 грн за 1 ц молока базисной жирности при температуре не выше 10оС Расчет суммы выручки за реализацию молока государству
Задание №3 Базисная сахаристость корней сахарной свеклы 15%. Закупочная цена при базисной сахаристости – 16 грн./ц. К базисной цене установлена надбавка за каждый процент сахаристости сверх базисной в размере 1,5 грн./ц, и применяется скидка с закупочной цены в размере 1 грн./ц за каждый процент сахаристости ниже базисной. Рассчитать выручку за реализацию сахарной свеклы
Задание №4 Рассчитать по ферме суточную потребность в кормовых единицах кормления дойных коров живой массой до 500 кг при жирности молока 3.8-4%, если при удое до 8 кг требуется 8.6 к.е., до 10 кг – 9.6 к.е., до 12 кг – 10.6 к.е., свыше 12 кг – 11.6 к.е. Суточная потребность фермы КРС в кормах
Задание №5 Определить выручку от реализации сильной пшеницы, если при цене 1 ц продукции сорта Безостая-1, равной 80.40 грн, установлены надбавки к цене за дополнительное содержание в зерне клейковины следующим образом: · 23-28 процентов клейковины – надбавка к цене 10%; · 28-32 процентов клейковины – надбавка к цене 30%;
Расчет стоимости пшеницы Безостая1
Базисные кондиции семян клещевины, продаваемой государству, установлены: по влажности – 9% и по масличной примеси – 4%. Цена семян клещевины базисных кондиций – 80 грн. За каждый процент влажности ниже базисной кондиции производится надбавка к фактической массе – 1%, а за каждый процент влажности выше базисной кондиции производится скидка к фактической массе – 1%. За каждый процент сверх базисной кондиции по масличной примеси производится скидка с цены в размере 1%. Расчет выручки за реализацию семян клещевины
Задание №7 Цена ржи базисных кондиций 98 грн./ц. Базисная кондиция по натурной массе зерна – 715 г/л. Установлена надбавка к цене – 1% за каждые 10 г/л натурной массы сверх базисной и скидка – 1% за каждые 10 г/л ниже базисной кондиции. Если зерно имеет натурную массу 550-600 г/л, то скидка с цены составляет 15%, а для зерна с натурной массой ниже 550 г/л скидка с цены составит 30% от базисной. Расчет выручки за реализацию ржи
Задание №8 Рассчитать сумму выручки за реализацию винограда технических сортов. За каждый процент сахаристости сверх базисной для конкретных сортов установлена надбавка к цене 6%, а за каждый процент снижения сахаристости по отношению к базисной – скидка в размере 6%. Расчеты оформить в таблице.
Задание № 9 Определить рентабельность по хозяйствам и расположить хозяйства по возрастанию рентабельности. Убыточные хозяйства не выводить.
Задание 10 Рассчитать амортизационные отчисления и остаточную стоимость оборудования на каждый год эксплуатации следующими методами: 1. Равномерным; 2. Ускоренным; Формулы для расчета: 1) 2) где Сн – Начальная стоимость; Сл – Конечная (Ликвидная) стоимость; T – срок эксплуатации (число периодов амортизации); t – период, на который требуется вычислить величину амортизации. Расчеты представить в таблице
Определить величину интервала для группировки хозяйств по площади овощей Интервал определяется по формуле:
Задание 12 Определить коэффициент парной корреляции между двумя признаками. Коэффициент определяется по формуле:
Задание 13 Определить коэффициенты уравнения регрессии. y = bx + a Коэффициенты определяется по формуле:
Задание 14 Определить корни системы линейных уравнений: Задание 15 Формула расчета накопленной суммы по сложным процентам: S = S0 + (1 + P/100)N , где S – сумма, получаемая при P % годовых начислений и первоначальном единовременном вкладе S0 за N лет. Рассчитать недостающую переменную, при условии, что 3 остальные известны. Задание 16 Если в каждый из N лет (или др. периодов, по которым начисляются проценты) вносится (или погашается) сумма S1 при P % годовых начислений, то общая сумма вклада (погашения) составит величину , где i = P/100. Рассчитать каким должен быть процент начислений (i или Р), чтобы при ежегодных равных платежах S1, через N лет накопить (погасить) сумму S. Функционально вывести i из вышеописанной формулы не удастся. Нужно воспользоваться методами приближенных вычислений.
Приложение
[*] Текст и таблицы выдаются преподавателем |